Трудовые споры

Законодательство Российской Федерации признает право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Интересы работника и работодателя совпадают не всегда. Столкновение этих интересов возможно на любой стадии существования трудовых отношений. По причине возникающих противоречий возникают конфликты.

Помимо таких очевидных и традиционных дел, как восстановление на работе независимо от оснований прекращения трудового договора или споры о формулировке причины увольнения, появились и относительно новые: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора.

По виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделить на возникающие:

  • Из трудовых правоотношений.
  • Правоотношений по трудоустройству. Таких, как споры в связи с отказом в приеме на работу по квоте инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор.
  • Правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда. Например, оспариваются действия инспектора труда, наложившего штраф на должностное лицо.
  • Правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве. Как пример: направление на повышение квалификации.
  • Правоотношений по возмещению материального ущерба работником. Например, оспаривание размера произведенного работодателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб.
  • Правоотношений по возмещению организацией ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на производстве.
  • Правоотношений профсоюзного органа с работодателем по вопросам труда, быта, культуры. Таких, как трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки.
  • Правоотношений трудового коллектива с работодателем. Например, из социально-партнерских правоотношений.

Индивидуальные трудовые споры

Индивидуальными трудовыми спорами являются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

К этой же категории относятся споры между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Предусмотрено два основных органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров:

  • Комиссия по трудовым спорам (КТС);
  • Районный суд в качестве суда первой инстанции.

Для индивидуальных служебных споров государственных гражданских служащих предусмотрен особый порядок рассмотрения. Такие споры рассматриваются следующими органами:

  • Комиссией по служебным спорам;
  • Судом.

Работник и работодатель могут урегулировать возникшие между ними разногласия путем прямых переговоров друг с другом. В том числе и с привлечением различных посредников, например социальных партнеров, представителей объединения работодателей, представителей работников и некоторых других лиц.

Для разрешения разногласий, работник, кроме того, имеет право обратиться:

  • В органы государственной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
  • В органы федеральной инспекции труда;
  • К профсоюзным инспекторам труда.

Помимо этого работник имеет право:

  • Отказаться от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • Отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;
  • Приостановить работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней.

Коллективные трудовые споры

Коллективные трудовые споры - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Законодательством Российской Федерации определено, что сторонами коллективного трудового спора являются:

  • Работники (их представители) - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с установленными документами, или органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства, - забастовочные (стачечные) комитеты.
  • Работодатели (их представители) - руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, уполномоченные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
  • Стороны коллективных споров (собственно работники и работодатели) на всех стадиях в коллективном трудовом споре реализуют свои полномочия как непосредственно, так и через своих представителей.

В законодательстве описаны формы и особенности собраний коллективов для подготовки и выдвижения требований, их представления работодателю, направления копий требований в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров и обязанности этого государственного органа в отношении дальнейших действий.

Письменная форма изложения требований работников является обязательным условием для процедуры коллективного трудового спора. Конкретная форма изложения может быть любой, основное - зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме. Если такого доказательства нет, работники лишаются возможности предъявить претензии работодателю и привлечь его к ответственности за уклонение от соблюдения процедур рассмотрения коллективного трудового спора.

Трудовой Кодекс устанавливает обязанность работодателя принять к рассмотрению требования работников и определяет достаточно жесткие сроки для реагирования. В течение трех рабочих дней работодатель должен дать ответ о принятом решении.

Если работодатель дает положительный ответ, то не возникает и спора. Если же ответ является отрицательным или он не получен в установленный срок, то с этого момента начинается собственно коллективный трудовой спор. Кроме того, в случае уклонения работодателя или его представителя от получения требований работников на него может быть наложен административный штраф.

Список услуг

  • Консультация юриста по трудовому спору.
  • Спор о восстановлении на работе.
  • Установление факта трудовых отношений.
  • Взыскание материального ущерба с работника.
  • Отмена приказа о дисциплинарном взыскании.
  • Взыскание заработной платы и денежной компенсации.
  • Спор об отказе в приеме на работу.
  • Прочее по трудовым спорам.
  • Представление интересов в суде по трудовому спору.
  • Составление искового заявления в суд по трудовому спору.
  • Коллективный трудовой спор работников с работодателем.
  • Спор при незаконном увольнении работника.
  • Спор при незаконном сокращении работника.
  • Спор с центром занятости.
  • Спор по срочному трудовому договору.

Город Права Центр юридической помощи в Москве и Московской области

+7 (495) 789 17 72 109044 Москва, Воронцовский переулок д. 5 / 7, офис 6